iva_dim (iva_dim) wrote,
iva_dim
iva_dim

Текст очередной колонки


Рост ВВП как источник роста дисбалансов в экономике

13 марта 2013 года Белстат опубликовал данные о росте ВВП по итогам января-февраля 2013 года на 4,4%.

Комментарий

Замедление динамики промышленного производства не останавливает правительство в его попытках достичь запланированных темпов роста ВВП. Упор делается на изменение методологии учета статистических показателей и на привычные способы искусственного «разогрева» экономики. Это чревато усилением дисбалансов с возможным повторением экономического кризиса 2011 года.

По итогам первых двух месяцев 2013 года наблюдается снижение объемов промышленного производства на 0,4% относительно аналогичного периода 2012 года. Поскольку промышленность формирует более 31% добавленной стоимости экономики Беларуси, с такой динамикой она явно не может помочь правительству в достижении запланированного на текущий год 8,5-процентного прироста ВВП. По этой причине для «статистического» наращивания ВВП используются зарекомендовавшие себя в прошлые годы способы: инвестиции в основной капитал и оборудование, учет работы «на склад».

В январе рост складских запасов составил BYR5 трлн., что позволило завысить реальные показатели ВВП, поскольку нереализованная продукция учитывается при расчете ВВП производственным методом. Напомним, в 2012 году была уточнена методология расчет показателя чистых налогов на продукты, что позволило рассчитать промышленные субсидии и исключить их из субсидий на продукты, тем самым увеличив ВВП.

В феврале значительно увеличились инвестиции в основной капитал, как по причинам активного роста закупок оборудования и выполнения строительно-монтажных работ, так и по методологическим причинам. Отмечен также рост показателей оптовой торговли, что связано с началом поставок калийных удобрений (факт снижения цен не учитывается, измеряется только увеличение физических объемов поставок).

Объективные социально-экономические показатели в феврале показывают замедление экономики: падают объемы перевозки грузов, снижается розничный товарооборот, имеются определенные проблемы в сельском хозяйстве. На этом фоне модернизация промышленности напоминает гонку по расходованию выделенных средств в наиболее короткие сроки. Инвестиционный импорт растет, ухудшая состояние платежного баланса Беларуси. Активное снижение стоимости кредитных ресурсов приведет к росту спроса на дешевые ресурсы в национальной валюте и разогреву инфляционных процессов.

Таким образом, правительство пошло по пути повторения допущенных ошибок 2009-2010 гг. Вместо сбалансированного роста вновь предпринимается попытка достичь завышенной цифры ВВП любыми способами. Результат такой политики неизбежен – искусственный «разогрев» экономики приводит к усилению дисбалансов с возможным повторением экономического кризиса 2011 года.

Нефтяные преференции в «малых дозах» превращаются из пряника в кнут

13 марта 2013 года Беларусь и Россия согласовали поставки нефти на второй квартал 2013 года в размере 5,75 млн. тонн

Комментарий

Россия ужесточает контроль над выполнением белорусскими партнерами ранее принятых обязательств по всему спектру экономического взаимодействия в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Квартальные согласования поставок нефти оказываются при этом наиболее чувствительным и эффективным рычагом воздействия.

Пресс-служба белорусского правительства 13 марта 2013 года обнародовала результаты переговоров по поставкам нефти во втором квартале 2013 года. Согласованный объем поставок составил 5,75 млн. тонн. Условия поставок улучшены. В первом квартале объем поставок нефти трубопроводным транспортом закреплен на уровне 5,025 млн. тонн, во втором – 5,3 млн. тонн. Поставки трубопроводным транспортом снижают стоимость доставки нефти и улучшают экономику нефтепереработки. Российская сторона в качестве ответных уступок получила гарантии по поставкам 3,3 млн. тонн нефтепродуктов вместо ранее согласованных 2,1 млн. тонн по итогам 2013 года.

В то же время, белорусским переговорщикам вновь не удалось договориться на подписание годового баланса в устраивающем объеме (23 млн. тонн). Причина – необходимость дополнительных гарантий по выполнению белорусской стороной «имущественных» соглашений, прежде всего, по созданию совместных предприятий. Особое внимание придается ускорению затянувшегося процесса по созданию холдинга «Росбелавто», о чем 15 марта счел нужным упомянуть и президент России Путин после встречи с коллегой Лукашенко. Гарантии обратных поставок нефтепродуктов не столь принципиальны и служат скорее определенной страховкой на случай возникновения дефицита нефтепродуктов в определенных регионах России на время плановых работ на НПЗ.

В 2012 году, несмотря на подписание годового баланса по поставкам нефти, белорусская сторона не выполнила условия по встречной поставке нефтепродуктов. Не состоялась и продажа госсобственности на USD2,5 млрд., предусмотренная условиями кредитного соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.
Такая необязательность партнеров склонила Россию использовать наиболее чувствительный рычаг воздействия на Беларусь – поставки нефти многопланово влияют на экономику, как в части бюджетных поступлений, так и состояния внешней торговли. Переход на квартальные согласования оказался ожидаемо эффективным: объемы поставляемых нефтепродуктов на российский рынок заметно выросли, вопрос о создании холдинга МАЗа и Камаза сдвинулся с мертвой точки.

Очевидно, что Россия усвоила для себя необходимое правило контроля всех действий белорусской стороны на небольших временных интервалах через согласование стратегической для Беларуси товарной позиции. Не исключено применение этого правила и в иных сферах взаимодействия, в частности, регулирования белорусского экспорта продуктов питания. Такой экономический механизм является весьма эффективным для удержания Беларуси в сфере политического влияния России.
России выгодно кредитовать в Беларуси «модернизацию» лишь совместных проектов 15 марта 2013 года министр финансов России подтвердил факт обращения Беларуси за кредитом в размере USD2 млрд.

Комментарий

Экономика Беларуси не способна без внешней подпитки обеспечивать сбалансированное развитие. Модернизация видится вариантом выхода из череды девальваций. Необходимый объем ресурсов предполагается привлечь путем новых заимствований на льготных условиях и точечных продаж ряда активов.

15 марта опубликованы данные по платежному балансу за 2012 год. В четвертом квартале, после прекращения «растворительных схем», внешняя торговля товарами и услугами вернулась к состоянию отрицательного сальдо. Дефицит счета текущих операций в этот период составил USD1,775 млрд. Поддержка со стороны России в виде низких цен на поставляемый природный газ несколько смягчила ситуацию, но для поддержания текущего уровня потребления Беларуси потребуются внешние кредиты в товарной либо денежной форме.

Выходом может стать модернизация производства, предполагающая в итоге снижение объемов импорта ряда товаров деревообработки, машиностроения, нефтехимии, наращивание экспортных возможностей, что должно привести к улучшению сальдо внешней торговли и генерированию притока валютных средств, достаточных для обслуживания внешних займов. В то же время, реализация данной программы связана с весьма существенными затратами - только дополнительный инвестиционный импорт на цели модернизации оценивается в 2013 году в USD1,6 млрд.

Наилучшим выходом могло бы стать возобновление кредитного сотрудничества с МВФ (ставка по кредиту МВФ находится в диапазоне до 4% годовых), однако Национальный банк скептически оценивает возможность новой программы с фондом из-за «политических пристрастий». В этой связи Беларуси приходится обращаться за новым кредитом в USD2 млрд. к России, для которой с ее международными резервами в USD526 млрд. (на 1 марта 2013 г.) такая сумма не выглядит значительной. Однако предоставление новой кредитной линии будет связано с дополнительными условиями в виде приватизации ряда предприятий. Косвенно это подтвердил министр финансов РФ Антон Силуанов, который 15 марта заявил журналистам: «Если в этом году белорусская сторона сможет реализовать имущество на эту сумму, то кредит не потребуется».

Наиболее вероятным выглядит вариант, когда Россия запрашиваемые USD2 млрд. выделит, но на условиях целевого финансирования конкретных проектов, предполагающих передачу (продажу) россиянам части белорусских активов.
Таким образом, Беларусь использовала девальвационный эффект лишь на коротком временном интервале и вернулась к состоянию поиска внешних кредитных ресурсов на поддержание текущей деятельности. Усиление вовлеченности в интеграционные процессы, как в финансовом, так и в экономическом плане сузило круг потенциальных доноров до одной страны, что ухудшает переговорные позиции и вынуждает приступить к переговорам об условиях продажи ряда предприятий. Сильных козырей в предстоящих переговорах, помимо дальнейшего участия в Таможенном союзе и ЕЭП, белорусские власти не видят.
Tags: личное, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments